Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Манера исполнения индийской музыки

Классическая индийская музыка имеет две музыкальные формы: импровизационную (аиибаддха) и программную (нибаддха).

Импровизация всегда начинается с голосового вступления (алапы), которое может быть без слов (вокализ) и со словами. Голос обозначает основную мелодию раги, ее основную фразировку и орнаментику. При вокализе обычно используются гласные звуки «а», «и», «о». Иногда вместо гласных или вместе с ними поются «пустые» слова типа «тере», «дере», «ре на», «ном», «том», которые, вероятно, произошли от молитвенных обращений «ОМ Анантам» («ОМ, бесконечный»), «ОМ Хари Анантам» («ОМ, бесконечный Хари») и «ОМ Хари Наряна» («ОМ, Хари Нараяна»).

В южно-индийской музыке, при исполнении произведений северо-индийской музыки в манере «дхрупад» и во время исполнения всех инструментальных произведений вступление (алапа) обязательно предшествует ритмической группе. При исполнении северо-индийской музыки в манере «кхеял» вступление входит во всю композицию как ее неотъемлемая часть.

За голосовым вступлением следует музыкальное вступление, которое начинается с быстрого проигрыша, называемого «джоде». За ним следует следующая часть голосового вступления, также сопровождаемого быстрым проигрышем, который носит название «джала». Здесь используются не только основные, но и резонансовые струны.

После того, как композиция намечена, музыкант приступает к импровизации на тему данной раги, развивая и усложняя мелодию, содержащуюся во вступлении. Он начинает с медленного исполнения низких тонов раги, а затем поднимается все выше и выше, постоянно наращивая темп. Этим достигается усиление смысла произведения и его концентрация. При этом произведение должно восприниматься как единое целое.

Первое звучание «Са» первой октавы – самый важный момент исполнения, ибо в этот момент слушателю становится понятен характер раги. Весь подобный процесс обычно занимает час или несколько больше времени.

Музыкальное произведение никогда не репетируется заранее и не исполняется строго канонически.

Исполнение всегда публично. Слушатель как бы становится участником создания композиции, поскольку его реакция вдохновляет исполнителя, который, в свою очередь, приглашает слушателя разделить с ним всю красоту представляемой впервые мелодической обработки основной мелодии.

Мелодия не только пробуждает определенные чувства, но и порождает цветовые гаммы и целые картины.

Аудитория вслед за музыкантом погружается в чувственный мир переживаний и красок, создаваемых воображением картин.

В южно-индийской музыке за вокализом обычно следует голосовая часть с «пустыми» словами (танам) типа «танам», «нам», «там» и т. п., что также восходит к молитвенному обращению «ОМ Анантам». Иногда подобные звуки воспроизводятся инструментально. Южно-индийский вокализ исполняется в более быстром темпе, близком к темпу «джоде» северо-индийской музыки.

Певческое вступление со словами в северо-индийской музыке называется «боле тан», то есть рулада со словами, а в южно-индийской – «неравал».

Северо-индийская музыка имеет две основные манеры исполнения: «дхрувапада», или «дхрупад», и «кхеял». Слово «дхрупада» происходит от санскритского корня «дхрув», означающего «фиксировать», «закреплять». «Кхеял» в переводе с арабского означает «воображение». Первая манера более архаична, и ее расцвет приходится на XV-XVI вв., что связано с именами таких правителей Индии, как император Акбар и раджа Гвалиора Мансинх из династии Томаров. На этот период приходится деятельность великих певцов и музыкантов Средневековья, таких, как Свами Харидас, Тансен и Байджу Бавра. Танееву приписывают создание канонической формы дхрупада. Эта манера исполнения существует и по сей день, хотя и не так популярна.

Пение в этой манере всегда начинается с вокализа, медленного, среднего и быстрого. Само пение имеет торжественное, но несколько тяжелое звучание. Исполнение требует филигранной техники.

Разновидностью дхрупада является дхамар, который имеет более легкое звучание. В этой манере обычно звучат мелодии игр и танцев Кришны, особенно во время «Фестиваля красок» – Холи. Пение в манере дхрупад имеет ритмическое сопровождение в такте (тхеке) «дхамар».

Исполнительская манера дхрупад имеет четыре стиля, или школы пения, которые получили название «вани»: Гаухар вани, Дагар вани, Кхандара вани и Наухар вани. Каждая из этих школ различается фразировкой и орнаментовкой основной мелодии, различной акцентировкой отдельных нот. Сами индийцы так определяют эти стилистические различия: «Петь громко – стиль Кхандар, петь нежно – стиль Наухар, стиль Гаухар требует хорошего дыхания, а стиль Дагар похож на вокализ».

Манера исполнения кхеял является вершиной исполнительского мастерства в северо-индийской музыке. Эта манера менее скована каноническими предписаниями и больше склонна к различным видам орнаментики. Она лишена торжественности и тяжеловесности манеры дхрупад.

Некоторые связывают появление этой манеры исполнения с манерой «рупака алапти», имевшей хождение в древней Индии. Однако большинство склоняется к тому, что эта манера имеет неиндийское происхождение, что связано с появлением в Индии музыкантов и певцов из Центральной и Средней Азии, которые трансформировали местные манеры исполнения в манеру кхеял. Широкое распространение этой манеры в Индии связывают с именем Амира Хусро.

В настоящее время манера кхеял стала основной исполнительской манерой.

Исполнительская манера кхеял также имеет свои школы, которые называются «домами» или «фамилиями» (гхаранами). Они также различаются фразировкой и орнаментовкой основной мелодии, также различаются манерой акцентирования.

Старейшей и наиболее совершенной по технике исполнения является Гвалиорская школа (Гвалиор гхарана). Кроме этого, существуют еще три основных школы: Агринская (Агра гхарана), Джайпурская (Джайпур гхарана) и Киранская (Кирана гхарана). Каждая из этих школ имеет свою манеру исполнения музыкальных произведений, своих основателей и ведущих исполнителей, имена которых известны и весьма почитаемы в Индии.

Кроме двух указанных манер исполнения, в северо-индийской музыке существуют еще две: тхумри и таппа.

В исполнительской манере тхумри большое внимание уделяется не только музыке, но и тексту, что отличает эту манеру исполнения от манер дхрупад и кхеял, делающих основной упор на музыкальную часть произведения. В манере тхумри исполняются только лирические по содержанию и звучанию раги. Эта манера исполнения очень близка лирико-эротической расе (шрингаре).

Исполнительская манера тхаппа зародилась среди погонщиков верблюдов в Северо-Западной Индии (или они приспособили эту манеру к своей). Она характерна быстрым чередованием музыкальных фраз и практически лишена напевности. Данная манера исполнения ограничивается в основном рамками указанного ареала, хотя в XIX в. хорошие исполнители в этой манере встречались в Бенгалии. Чистым вокализом ограничивается еще одна манера исполнения – тарана. Гласные звуки и «пустые» слова поются в исключительно быстром темпе, что является еще одной отличительной чертой этой манеры.

Южно-индийское музыкальное направление (карнатака) также имеет свои манеры исполнения, ведущими среди которых являются «варнам» и «крити» («киртана»).

Манера варнам имеет два стиля: литературный (тана варнам) и литературно-вокальный (свара варнам). Первый представлен смысловым текстом, а второй – сочетанием смыслового текста и чистым вокализом. Манера крити, подобно северо-индийской манере кхеял, является наиболее популярной и наиболее отточенной. Эту манеру отличает импровизация (сангати), умело встроенная в основную мелодию. Это является мерилом исполнительского мастерства, поскольку умение «вплести» импровизацию в основной канонический рисунок раги, не нарушая его, доступно только очень большим мастерам. Другой особенностью этой манеры исполнения является чистый вокализ (читта свара), вставляемый в основную мелодию, где голос звучит в унисон со звуками барабана-таблы. Место северо-индийских манер исполнения тхумри и таппы на Юге занимают исполнительские манеры «падам» и «джавали». От двух основных манер они отличаются большей лиричностью музыки и текста. В силу этого их часто используют как танцевальное сопровождение. Исполнение произведения в манере падам отличается от джавали более медленным темпом и большей проникновеннностью в голосе. Это, вероятно, связано с движением преданности богу (бхакти). Большой вклад в становление этой манеры исполнения внес великий индийский поэт Джаядева своей широко известной поэмой «Песня о Кришне».

Манера джавали в своей музыке и словах менее аллегорична, чем манера падам. Это более прямолинейная манера исполнения лирического произведения, описывающего любовь человека. Здесь наблюдается более четкая фразировка текста и более быстрый темп музыки и, соответственно, – танца.

Южно-индийская манера «тиллана» аналогична североиндийской манере тарана. Однако здесь, наряду с чистым вокализом, может использоваться и смысловой текст.

Подводя итог обоим направлениям индийской классической музыки, можно отметить, что они имеют много общих черт, но и имеют несколько различий. Восходя к единому теоретическому и религиозному источнику, оба направления разошлись в практическом плане, что касается манеры исполнения, языка исполнения (хинди – на Севере, дравидийские языки – на Юге), звукоряду (в «хиндустани» импровизация начинается с ноты «Ни», в «карнатаке» – с ноты «Па» или «Са»), чистоты традиции (чисто индуистский Юг и подверженный мусульманскому влиянию Север).

Классическая индийская музыка (марги) отличается от европейской. Прежде всего, марги – явление импровизационное, не имеющее нотной записи (современные средства аудиозаписи позволяют сохранить конкретное выступление особенно больших мастеров, но его невозможно повторить в другом исполнении). Во-вторых, марги имеет 22 звука хроматического ряда (шрути), тогда как европейская насчитывает только двенадцать звуков того же звукоряда. Разумеется, существует много других, чисто профессиональных и композиционных различий, что является темой большого самостоятельного исследования.

Сегодня читают:

Законы Ману, Яджнявалкьи, Нарады

«Законы Ману» (в переводе А. М. Самозванцева).

1.101. Брахман ест (только) свое, носит свое и дает свое. Ведь другие люди существуют по

II. 98. Человек, который, слыша и прикасаясь, видя и вкушая, обоняя, не радуется и не огорчается, известен как...

Архитектура

Архитектура в Индии своими корнями уходит в глубокую древность. Ее первые памятники относятся к эпохе Индской цивилизации, особенно к ее двум самым крупным центрам – Хараппе и Мохенджо-Даро.

Индийская традиционная архитектура представляет собой...

Индия и христианство

Христиане, составляющие 2,5% населения Индии, появились там в I в. н. э., когда святой Фома в качестве плотника высадился в 52 г. на Малабарском побережье Индии. Его привез туда по просьбе местного царя Гондофероса один купец с целью возвести ряд...