Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Духовная музыка. Инструменты

Наряду с классической музыкой, в Индии давнюю традицию имеет религиозная, или духовная, музыка, которая прежде всего связана с движением преданности богу (бхакти). Можно до известной степени утверждать, что индийская духовная музыка своими корнями связана с мелодиями некоторых par. Также можно утверждать, что эта музыка связана и с народными мелодиями. В Северной Индии существует несколько основных форм духовной музыки, при доминировании формы «бхаджан». В Бенгалии, кроме того, существует форма «киртан», а в Махараштре – форма «абханга». Песня-восхваление богов (Рамы, Кришны или Шивы) описывает их деяния и молит их о милости.

Некоторые широко известные песни-бхаджан были написаны крупнейшими индийскими поэтами Каби-ром, Нанаком, Сурдасом и Мира Баи. Музыка этих песен довольно проста, поскольку рассчитана на массового исполнителя. Эти песни исполняли как отдельные бродячие музыканты, так и храмовые прихожане. Основным пропагандистом подобных духовных песен был известный проповедник Чайтанья, живший в XV-XVI вв. Он, взяв за основу «Песнь о Кришне» Джаядевы, создал песенно-танцевальные произведения, которые исполняли в честь бога Кришны прихожане во время своих молитвенных собраний.

В Южной Индии духовная музыка была представлена песенно-музыкальными произведениями, получившими название «теварам». Созданный в VII-IX вв. тремя святыми, этот жанр лег в основу музыкальной культуры тамилов. Песни-теварам исполнялись на основе различных paг профессиональными певцами-одуварами. Песни в форме кир-тан, исполнявшиеся в XV в. на языке телугу, были самыми ранними композициями, в которых можно было увидеть зачатки южно-индийского стиля карнатака. Некоторые из этих песен («Утсава сампрадая киртана» и «Дивья нама кир-тана») до сих исполняются во время церемоний, восхваляющих бога. Многие южно-индийские странствующие отшельники и певцы сочиняли множество духовных песен. Существует молва о том, что один такой отшельник и певец Пурандара Даса прославил себя сочинением 475 тысяч духовных песен.

Классическая индийская музыка, равно как и духовная, и народная музыка исполняются на индийских инструментах, многие из которых созданы в глубокой древности. В Ригведе и Атхарваведе упоминается музыкальный инструмент «агхати» (разновидность цимбал). В Атхарваведе есть описание большого барабана «дундубхи», который был барабаном войны, на котором играли жрецы, провожая воинов на битву.

Музыкальные инструменты упоминаются и в «Махабхарате», и в «Рамаяне». Сыновья Рамы Лава и Куша исполняют текст поэмы под аккомпанемент вины. Хануман, проникший на женскую половину дворца Раваны, видит там такие инструменты, как «маддука» (вид барабана), «патха» (вид барабана), «випанчи» (вид флейты), «мридан-га» (вид барабана), «панава» (вид барабана»), «диндима» (вид барабана-таблы), «адамбара» (вид литавры). В «Махабхарате» Кришна дует в раковину «панчаджанья», а Арджуна – в раковину «девадатта». Образ Кришны прочно ассоциируется с флейтой, игрой на которой он очаровывает пастушек. В произведениях Калидасы (V в.) упоминаются такие музыкальные инструменты, как вина (простейшая арфа), вену (флейта), мриданг (барабан), турья (труба или рог), шанкха (раковина) и гханта (колокол). Сегодня в Индни существует примерно пятьсот музыкальных инструментов, которые служат для исполнения классической, духовной и народной музыки. Все эти инструменты (вадья) можно разбить на четыре группы:

  • струнные (тат вадья),
  • духовые (секхара или сушира вадья),
  • ударные перепоночные (гхана или аванадха вадья)
  • самозвучащие (гхана вадья).

Струнные инструменты. Самыми древними струнными инструментами были примитивные арфы. Внешне они напоминали лук с разным количеством струн. Обычно каждой ноте соответствовала своя струна. Звук извлекался при помощи пальцев или плектра (медиатора). Такие инструменты обычно называли «вина».

Семиструнную вину называли «читра», девятиструнную – «випанчи». На первой играли при помощи пальцев, а для игры на второй прибегали к помощи медиатора (кона). Изображения этих инструментов можно увидеть на скульптурных панелях ступы в Бхархуте, на фресках в пещерах Аджанты и во многих других местах.

Следующую группу представляли инструменты, похожие на цимбалы. Они состояли из деревянного корпуса с натянутыми над ним струнами. Наиболее известным был инструмент под названием «сата тантри вина» («стострунные цимбалы»). Он весьма похож на современный кашмирский сантур. Сантур – род цимбал, который распространен, помимо Кашмира, в Иране, Турции, Грузии, Азербайджане, Армении. Звук на этих инструментах извлекается ударами палочек.

С усложнением мелодического рисунка на смену этим инструментам пришли более совершенные, имеющие гриф. Они подразделялись на смычковые и щипковые, имеющие или не имеющие лады.

Наиболее простыми среди них были ектар и тамбура. Они могли воспроизводить только основные ноты Са, Па и Ма, то есть до, соль и фа и поэтому были непригодны для исполнения par. На этих инструментах исполняются, главным образом, народные мелодии.

Бктара (букв, «однострунка») представляет собой струнный щипковый инструмент. Состоит из круглого (реже грушевидного) корпуса, выдолбленного из тыквы или дерева (реже склеенного из дощечек), переходящего непосредственно в длинную бамбуковую шейку с грифом и одним верхним колком. Верхняя дека покрыта кожей или пергаментом. Шейка изготавливается из цельного стебля бамбука длиной до 1000 мм. Игра производится указательным пальцем руки, которая держит инструмент.

Тамбура является также струнным щипковым инструментом. Состоит из долбленного из тыквы или дерева корпуса грушевидной формы и длинной шейки с навязанными или врезанными ладами. Имеет четыре струны. Звук извлекается плектром. Общая длина колеблется от 1100 до 1300 мм.

В дальнейшем струнные инструменты изготавливались по все более совершенной технологии, что было необходимо для исполнения сложных музыкальных произведений. Почти за каждым инструментом стоит длинная история его появления и совершенствования, что часто связано с именами выдающихся исполнителей. Рамки работы не позволяют подробно остановиться на истории создания этих инструментов, поэтому здесь будет дано их краткое описание.

Бин – струнный щипковый инструмент, который в просторечье называют «палочной виной». Состоит из бамбуковой шейки до 1000 мм длины и корпуса, сделанного из двух или трех тыкв. Имеет четыре основные и три (или четыре) бурдонные струны, удерживаемые 24 подвижными ладами. Был особенно распространен в Северной Индии во времена Великих Моголов. Сейчас вытесняется классической лютне-видной виной.

Вина – струнный щипковый инструмент, состоящий из деревянного корпуса, на изготовление которого идет, главным образом, древесина хлебного дерева, прикрепленного к одной из двух тыкв. Меньшая по размеру тыква поддерживает шейку инструмента, завиток которого выполняется в виде животного. Вина имеет четыре основные и три бурдонные струны, удерживаемые 19-24 подвижными ладами. Существует несколько разновидностей вин, среди которых наиболее ценится винаеквала, изготовленная из одного куска дерева. Классической считается южно-индийская вина, которую иногда называют «сарасвати вина», по имени богини Сарасвати.

Вичитра вина – струнный щипковый инструмент, разновидность бина, но более позднего происхождения. В отличие от бина имеет деревянный, более широкий корпус, длиной более 1000 мм и шириной до 150 мм, опирающийся на две крупные тыквы, диаметром более 300 мм. Лады отсутствуют.

Шесть основных струн крепятся к колкам. Под основными струнами находятся 12 резонансных струн. Звук издается с помощью плектра.

Геттувадьям – струнный щипковый инструмент, разновидность тамбура. Состоит из деревянного корпуса грушевидной формы, длиной от 1000 до 1500 мм. Имеет четыре струны, крепящихся к колкам в верхней части и к перекладине – в нижней. В отличие от тамбура звук извлекается с помощью двух бамбуковых медиаторов. Распространен только в Южной Индии.

Гопичанд – струнный щипковый инструмент, разновидность ектара. Состоит из тыквенного корпуса с длинной бамбуковой шейкой. В настоящее время корпус чаще изготавливается из дерева. Имеет одну струну, проходящую через покрытый кожей центр корпуса и закрепленную верхним колком.

Распространен в Бенгалии среди пастушеских каст. Имеет другие названия: гопиянтра и кхамак.

Готтувадьям – струнный щипковый инструмент, разновидность южно-индийской вины, однако не имеет лада. Грушеобразный корпус изготавливается из дерева. Имеет шесть игровых и три бурдонные струны. Имеет несколько резонансных струн, натянутых под игровыми. Звук извлекается с помощью полированной палочки или рога. Другое название инструмента – маханатака вина.

Дилруба – струнный смычковый инструмент. Его гриф с 18-19 ладами напоминает гриф ситара, а дека покрыта кожей, как у саранги. Имеет четыре основные и до 20 резонансных струн, прикрепленных к боковым кокам. Инструмент при игре держится вертикально, смычок находится в правой руке.

Есрадж – струнный смычковый инструмент, разновидность дилрубы. Отличается от него только прямоугольной формой корпуса и более узкой шейкой. Широко распространен в Бенгалии.

Мандар Бахар – струнный смычковый инструмент, разновидность есраджа. Отличается от него большим размером грифа и корпуса. Длина достигает 1200 мм. Распространен, главным образом, в Бенгалии. В последнее время стал включаться в современные оркестры народных инструментов для исполнения басовых партий на нижних октавах.

Морчанг – струнный щипковый инструмент. Изготавливается из кованого железа в виде ножниц с одним овальным кольцом. Оба конца «ножниц» находятся в фиксированном положении. В центре овала прикрепляется металлическая длинная и тонкая пластина, пропущенная через концы «ножниц» и немного выходящая за их пределы. Инструмент держится левой рукой, а концы «ножниц» зажимаются зубами. Правая рука используется для извлечения звука, как во всех щипковых инструментах. Длина морчанга – 70– 80 мм. Имеет несколько других названий: морчанк, морчанга, мурчанга.

Раванхатхо – струнный смычковый инструмент. Корпус состоит из половины кокосового ореха, обтянутого кожей и являющегося декой. Сквозь корпус проходит шейка из бамбука длиной 600 мм. Имеет две основные и 12 резонансных струн, прикрепленных колками по краям шейки. Один из древних инструментов. Некоторые считают его прообразом скрипки.

Саранги – струнный смычковый инструмент. Корпус изготавливается из целого куска дерева прямоугольной формы. Верхняя дека изготавливается из кожи. Высота не превышает 600 мм. Имеет три-четыре основные и 11-15 (иногда 35-40) резонансных струн, закрепленных колками с правой стороны. Основные струны крепятся к короткой и широкой шейке. Существуют несколько разновидностей инструмента: чартара, дхад саранги (в Панджабе), чикара (в штате Уттар-Прадеш).

Саранги – один из самых древних инструментов Индии.

Сарод– струнный щипковый инструмент, разновидность широко распространенного в Центральной Азии рабоба (рубаба). Состоит из деревянного выпуклого кузова овальной формы, диаметром 300 мм, с кожаной декой. Имеет шесть основных и 11-12 резонансных струн. Звук извлекается плектром. В настоящее время является обязательным инструментом оркестра народных инструментов.

Ситар – струнный щипковый инструмент лютневого семейства. Состоит из деревянного выпуклого корпуса и длинной (до 900 мм) шейки с навязанными ладами (от 16 до 22). Имеет 7 основных струн и 11-12 резонансных, расположенных параллельно основным и проходящих под ладами. Они фиксируются колками, расположенными на правой стороне корпуса. Звук извлекается плектром. Может иметь второй тыквообразный резонатор, находящийся вверху шейки.

Сурбахар – струнный щипковый инструмент. Самый большой инструмент семейства ситаров. Имеет более толстые струны и более низкое звучание. В остальном идентичен ситару. Чаще используется как сольный инструмент.

Суршрингар – струнный щипковый инструмент. Своим происхождением связан с тремя инструментами: махати вина, рабобом и каччани вина. Имеет шесть основных и две бурдонные струны. Распространен, главным образом, в Северной Индии.

Тунтун – струнный щипковый инструмент, разновидность ектара. Состоит из тыквенного корпуса (иногда корпус бывает металлическим или деревянным) с кожаной декой и длинной шейкой (750 мм). Имеет одну металлическую струну, закрепленную колком. Звук издается с помощью небольшой палочки.

Духовые инструменты (сушира вадья). Как уже отмечалось, первыми духовыми инструментами были полые рога животных, раковины, глиняные флейты и свистульки. Затем флейты и различные трубы стали изготавливаться из бамбука и дерева. Сейчас духовые инструменты подразделяются на дульцевые, тростевые и мундштучные. Дадим краткое описание основных духовых инструментов.

Алгхоза – духовой дульцевый инструмент, разновидность продольной флейты с клювообразным мундштуком. Один из самых древних инструментов. Изображен на одной из панелей ступы в Санчи (воин, играющий на флейте). Представляет собой соединение двух флейт (жесткое или свободное). Одна исполняет основную мелодию, другая – аккомпанемент.

Аяркузхал – духовой дульцевый инструмент, разновидность продольной флейты или пастушеской свирели. Распространен в гористой местности Южной Индии. Представляет собой полую бамбуковую трость длиной до 1200 мм. В штате Орисса и в округе Теленгана (штат Тамилнаду) встречается его разновидность – алугоя.

Бансури – духовой дульцевый инструмент, разновидность продольной флейты с клювообразным мундштуком. Распространен по всей Индии. Имеет множество разновидностей и названий: мурали, вену, вамши, кузхал. В ведийские времена назывался тунава и нади. Изготавливается главным образом из бамбука. Может иметь длину от 200 до 750 мм, подразделяясь на малую, альтовую, басовую и большую флейту. Корпус может иметь от шести до восьми отверстий. Имеет диапазон в две с половиной октавы.

Магуди – духовой тростевой инструмент. Состоит из бутылковидной тыквы, в широкую часть которой вставлены две камышовые трости, одна с пятью отверстиями, другая – с одним. Роль мундштука исполняет небольшая камышовая трость. Один из самых древних духовых инструментов. В древности имел название «насатьяянтра», то есть «инструмент, куда дуют через нос», что, вероятно, отвечало действительности.

Основной инструмент «заклинателей змей» и уличных факиров. Имеет другие названия: махуди, пунги.

Нагасварам – духовой тростевой инструмент, южно-индийская разновидность шахнаи. Трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, укрепленных на металлическом раструбе. В корпусе инструмента имеется 12 отверстий. Длина колеблется от 600 до 750 мм. Различают две разновидности: бари и тимири. В оркестре обычно используют еще одну разновидность – отту, которая несколько больше по длине и имеет пять-шесть отверстий в корпусе.

Нарасингха – духовой мундштучный инструмент. Первоначально изготавливался из полого рога животных. Сейчас делается из металла. Имеет форму латинской буквы S. Обычный размер инструмента– 1200-1500 мм. В различных районах Индии имеет свои названия: тури в штате Уттар-Прадеш, баргу– в штате Раджастхан, рансингха – в штате Мадхья-Прадеш, нагдхани – в штате Гуджарат.

Турахи – сигнальный духовой мундштучный инструмент, разновидность горна.

Шанкх – духовой дульцевый инструмент. Представляет собой большую высушенную раковину. Иногда в один из концов раковины вставляют металлический мундштук, а в другой декоративный металлический раструб. Один из древнейших инструментов Индии. Неизменный атрибут Вишну. Используется повсеместно во время храмовых фестивалей.

Шахнаи – духовой тростевой инструмент, разновидность зурны. Оба эти инструмента считаются предшественниками гобоя. Изготавливается из чернодревесной акации. Широкая часть трости заканчивается металлическим раструбом. В узкую часть трости вставляется тонкая камышовая трубочка. Длина колеблется от 450 до 600 мм. В корпусе имеется восемь или девять отверстий. Широко используется в оркестре и как сольный инструмент.

Шринга – духовой мундштучный инструмент. Раньше изготавливался из рога животных, теперь делается из металлического сплава, именуемого брасс. Длина колеблется от 1200 до 1800 мм. Имеет форму буквы «С», один из концов которой заканчивается широким раструбом. В Южной Индии этот инструмент называют комбу.

Сегодня читают:

Миманса

Миманса, или ранняя миманса (пурва миманса), является одной из шести классических философских школ. На санскрите миманса означает «экзегеза», или «толкование текста». Основателем этой школы считают мудреца Джаймини, который жил, согласно разным...

Высшая и конечная цель

С достижением освобождения Атман, «Я», выходит из подчинения закону кармы. Освобожденный Атман может действовать во благо человечества вне всякой связи с законом кармы. Этому же может способствовать и вера в «вечный нравственный миропорядок»...

Двайта-адвайта веданта

Философскую школу двайта-адвайта веданта можно классифицировать как школу дуалистического монизма или как школу дуалистического недуализма. В индийской литературе эта школа получила еще одно название; «школа различия и тождества» (бхедабхеда)....