Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Облики Деви и Дурги

Деви, как Великая богиня, имеет много обликов. Это прежде всего облик «матери», нежный и доступный. Затем она – Мать Вселенной (Джаганмата). В этом облике она принимает космические размеры, уничтожая зло и посвящая себя сотворению и разрушению мира. Ей поклоняются под тысячью разных имен, что связано с местными верованиями и обычаями. Она– одна, и она– многолика. Ей посвящаются стихотворения и песни. Миллионы индусов постоянно совершают обряд почитания богине (пуджа) в ее самых различных обликах. Для одних она – личная богиня, для других – часть огромного пантеона богов. В силу этого все индийские богини в том или другом облике – манифестация Деви. И какой бы облик она не принимала, грозный и воинственный, добрый и милосердный, она всегда приходит на помощь верующим в нее. Существует устойчивое мнение о том, что в индуизме есть три активных божества, которым поклоняются повсеместно. Это Вишну, Шива и Деви, каждый из которых наделен тройственной силой созидания, сохранения и разрушения.

В доброй и милосердной форме Деви предстает как Ума, Гаури, Парвати и Хаймавати. Как космическая сила, Деви создает, разрушает и возрождает Вселенную. Борясь с демоническими силами, она предстает в облике многорукого существа, что подтверждает ее способность совершать одновременно много дел. В облике воительницы она предстает как Дурга, Кали, Чаумунда, Бхай-рави и как сама Деви.

Деви имеет огромное количество эпитетов, среди которых наиболее часто встречаются следующие: Авара – «Самая молодая», Адриджа – «Рожденная в горах», Амбика – «Мать», Ананта – «Вечная», Арья – «Почитаемая», Бхрамари – «Пчела», Виджая – «Победительница», Виндхьявасини – «Обитающая в (горах) Виндхья», Гириджа – «Рожденная в горах», Дакшаджа – «Вышедшая из Дакши», Канья – «Девственница», Канья-кумари – «Младая дева», Котари – «Обнаженная», Синхаратхи – «Восседающая на льве», Шивадути – «Посланница Шивы».

Кроме этого, Деви носит все имена-эпитеты своего супруга (разумеется, в женском роде): Бхагавати, Ишани, Ишва-ри, Капалини, Каушики, Кирати, Махешвари, Мридани, Руд-рани и т. д.

Деви почитается не только индусами, но и буддистами и джайнистами.

Дурга – богиня-воительница, представляет разрушительную энергию божественного гнева, обращенного против зла. Одним из главных деяний Дурги является уничтожение демона-буйвола Махиши, прогнавшего богов с небес на землю. Верхом на льве, Дурга бесстрашно нападает на демона и отрубает ему голову, а затем уничтожает и его душу. Эта победа Дурги широко отмечается в Индии, где существует специальный праздник «Поклонение Дурге» (Дурга пуджа).

С наибольшим размахом этот праздник отмечается в храме Дурги (Калигхате), расположенном в Колкате (Калькутте), во время которого в жертву богине приносятся от семисот до восьмисот коз. Головы убитых животных выставляются на шестах перед изображением Дурги. До 1835 г. Дурге в жертву приносили человеческие жизни. Говорят, что каждую пятницу в храме Дурги обезглавливали одного мальчика. Есть сведения о том, что в 1830 г. один раджа принес в жертву Дурге жизни 25 человек.

Другим подвигом Дурги является уничтожение гиганта-асура Дурга, который суровой аскезой добился благосклонности Брахмы и покорил три мира. Он отменил все религиозные церемонии и запретил брахманам читать веды. Тогда боги обратились за помощью к Шиве. Тот призвал Дургу покончить с демоном. Согласно легенде, армия демонов состояла из 100 миллиардов колесниц, 120 триллионов слонов, 10 миллионов лошадей и неисчислимого количества пеших воинов. В результате жестокой битвы богиня Дурга, использовав все свое оружие, одолела Дурга.

Изображения Дурги, выполненные в камне и бронзе или сделанные из дерева и глины, а также живописные рисунки встречаются в Индии повсеместно. Обычно Дургу изображают в виде красивой женщины со множеством рук, восседающей на льве.

Наиболее типичным является изображение десятирукой Дурги. В каждой руке она держит один из характерных предметов различных богов, что символизирует ее огромную силу. Сюда входят метательный диск Вишну, трезубец Шивы, конусообразная раковина Варуны, огненные стрелы Агни, лук Ваю, колчан и стрелы Сурьи, жезл Куберы, громовая стрела Индры, палица бога Куберы и ожерелье из змей царя змей Шеши.

В «Маркандея пуране» приводятся следующие десять обликов Дурги: Дурга, которая принимает посланцев гигантов-асуров; Дашабхуджа («Десятирукая»), которая уничтожает первую армию асуров; Сингхавахини («Восседающая на льве»), которая сражается с Ракта-Виджаем, предводителем демонов, капли крови которого рождали новых демонов (здесь у Дурги только четыре руки); Махишамардини («Поразившая Махи-шу»), которая убивает Шумбху, предводителя гигантов, принявшего облик свирепого буйвола (здесь у Дурги от восьми до десяти рук); Джагаддхатри («Мать мира»), которая уничтожает еще одну армию гигантов-асуров (здесь она в красных одеждах восседает на льве; у нее четыре руки; изображение напоминает изображение Сингхавахини, но отличается от последнего набором оружия); Кали («Черная женщина»), которая убивает Ракта-Виджаю (о ней будет сказано отдельно); Мук-такеши («С развевающимися волосами»), которая уничтожает еще одну армию гигантов (ее изображение напоминает изображение Кали, у нее четыре руки и она также стоит на теле мужа); Тара («Спасительница»), которая убивает Шумбху (на изображении держит в одной руке голову Шумбхи, а в другой сжимает меч); (эту Тару следует отличать от Тары, жены Брихаспати («Господина молитвы»), и от Тары, жены Бали, предводителя асуров), Чхиннамустака («Обезглавленная»), которая убивает Нишумбху, другого предводителя гигантов-асуров (изображение Чхиннамустаки показывает, что это была жестокая битва, поскольку ее голова почти полностью ушла в туловище; она представлена в виде обнаженной женщины со светлой кожей и с ожерельем из черепов вокруг шеи, стоящей нателе мужа); Джагадгаури («Самая светлая в мире»), которая получает хвалу богов и людей за то, что она спасла мир (в своих четырех руках она держит конусообразную раковину, метательный диск, палицу и лотос).

Все эти облики Дурга принимает для того, чтобы избавить мир от тирании двух гигантов-асуров: Шумбхи и Нишумб-хи. Два посланца Шумбхи, Чанда и Манда, были поражены красотой Дурги, о которой они поведали своим господам. Шумбха послал Сугриву, царя обезьян, предложить Дурге стать его женой, прельщая ее богатствами трех миров. Дур-га ответила, что ее избранник должен победить ее в бою, чтобы сломить ее гордость. Так началась длительная война между Дургой и асурами, которая закончилось полной победой богини-воительницы.

Кали – наиболее жестокий облик Дурги, который, вероятно, восходит к неарийским истокам и связан с кровавыми обрядами жертвоприношений, от чего уже отказался ортодоксальный индуизм с его доктриной ненасилия (ахимсы).

Кали изображается как обнаженная (одетая небом) женщина с черным цветом кожи, поскольку появилась из ставшего черным от гнева лба Дурги. У нее четыре руки, в которых она держит аркан, булаву, увенчанную черепом (Кхатванга), короткий жертвенный меч (кхадга) и несколько отрубленных голов. (По другим источникам, в одной из рук она держит меч, в другой – отрубленную голову гиганта-асура, две другие руки благословляют верующих). Из ее широко раскрытого рта свисает длинный язык, окрашенный кровью ее жертв. На ней ожерелья из змей и человеческих черепов (иногда из голов ее сыновей). С ее пояса свисают руки убитых ею демонов.

Основным подвигом Кали стало убийство демона Ракта-Виджаи. Брахма даровал Ракта-Виджае возможность воспроизводить новых демонов из каждой его (Ракта-Виджаи) капли крови. Кали (она же Дурга, она же Деви) пришлось создать еще один свой облик – Чанди. Пока Чанди сражалась с демоном, Кали выпила кровь всех демонов, после чего Чанди убила демона одним ударом кулака.

Победа над демонами породила в Кали постоянное желание пить кровь и стремление уничтожать все живое. Чтобы обуздать безумную страсть супруги, Шива, приняв облик демона, позволил уничтожить себя и тем самым положил предел ярости Кали. Поэтому на некоторых изображениях Кали стоит на теле своего супруга. Существует и другая ипостась Кали, что связано со словом «кал» («время, эпоха»), символизирующим вечно текущее время. Кали создает и разрушает, то есть выполняет то, что присуще Шиве.

Как истребительницу демонов, Кали особенно почитают в Бенгалии, где находится ее главный храм Калигхат и где до сих пор в жертву приносятся животные (о чем более подробно сказано при описании  богини Дурги).

Культ Кали занял центральное место в различных верованиях, таких, как тантризм и шактизм.

Сегодня читают:

Изучение Вед. Обряд бракосочетания

Ведарамбха, или обряд начала изучения Вед появился позже других обрядов. Изучение Вед начинается со знакомства со священной молитвой «Савитри» или «Гаятри», но с течением времени ведийский санскрит перестал быть языком общения, и это потребовало...

Беседа с Буддой

Особое значение в буддийской литературе придается так называемой «Сигаловада сутре», содержащей запись беседы Будды с неким Сигало, молодым человеком из среднего класса, который собирался поклониться шести направлениям (востоку, западу, северу,...

Классическая санскритская литература

Санскритская классическая литература, или, как ее иногда называют, литература кавья, то есть литература поэтики, или изящной словесности, – на протяжении первого тысячелетия нашей эры оставалась ведущей письменной литературой Индии. Эпоху этой...