Музыка Индии

Чарующуя и загадочная.

Красочная и яркая.

Чужая и одновременно родная и близкая до боли.

Музыка, которая изменяет сердца.

Ванамали.Ру

Kathakali

Вайшешика

Название школы происходит от санскритского слова «вишеша», что означает «особенный», что позволяет трактовать название школы как «школа особенностей», или «школа различий». Хронологически школа возникла до появления буддизма и джайнизма, примерно в то же время, что и школа сан-кхья. Она, таким образом, старше, чем школа ньяя, хотя почти всегда существуют сомнения в отношении точности индийских дат.

Основателем школы считается мудрец Канада, который создал «Вайшешика сутру». Разные источники указывают на различные даты его жизни (от VII до III вв. до н. э,). Канада имел несколько имен. Говорят, что его настоящим именем было Кашьяпа. Имя Канада означает «поедатель зерна» (Канада вел аскетический образ жизни и питался зерном, которое он собирал в полях). Другим именем Канады было Канабхук («Поглотитель атомов»), которое содержит намек на разработку им атомистической теории. Третьим именем Канады было Улука, в результате чего его система известна также как «Аулукья», то есть «принадлежащее Улуке».

Следует упомянуть и тот факт, что в более поздней традиции авторство системы стали приписывать Шиве, который якобы изложил ее первоначальный текст. Некоторые сутры этого текста цитировались в некоторых работах о системе вайшешика, написанных в Средние века. Вряд ли нужно обсуждать достоверность подобной точки зрения, но большинство сторонников этой школы, по крайней мере, со времени мудреца Прашастапады были приверженцами шиваизма.

Развитие школы вайшешика от Канады до Прашастапады (IV в.) покрыто определенным налетом мистики, поскольку все тексты школы, написанные в промежутке между «Вайшешика сутрой» Канады и работой Прашастапады «Падартха-дхарма-санграха» («Природа вещей»), считаются утерянными. Можно встретить лишь отдельные цитаты.

Прашастапада составил обширный компендиум по работам данной школы, который своей глубиной и оригинальностью суждений позволяет рассматривать его как самостоятельное произведение, а не как комментарий (бхашья) к «Вайшешика сутре». Поскольку «Вайшешика сутра» Канады излагала учение школы в довольно расплывчатой манере, работа «Природа вещей» («Падартха-дхарма-санграха») практически вытеснила «Вайшешика сутру», текст которой перестал внушать доверие. Только через много лет, в XV в. Шанкара Мишра написал первый комментарий на основную работу «Вайшешика сутра», названный «Упаскара». До этого времени все основные комментарии были посвящены «Природе вещей» Прашастапады. В Средние века школа вайшешика перестала существовать как самостоятельная школа, слившись со школой ньяя. Следует помнить, что, начиная с «Природы вещей» (IV в.), школа вайшешика испытывала постоянное влияние школы ньяя.

Как утверждают индийские авторы, ньяя и вайшешика являются смежными системами философии, поскольку ставят перед человеком одну и ту же цель – освобождение индивидуального «Я» от цикла перерождений. Обе системы считают незнание основной причиной боли и страдания, которые прекращаются только после освобождения, а оно, в свою очередь, достигается через истинное познание реальности.

Однако есть и такие положения, которые отличают одну систему от другой. Наяйики признают четыре независимых источника познания (восприятие, вывод, сравнение и свидетельства), а вайшешики ограничивают познание только Двумя источниками (восприятие и вывод). Кроме того, различаются школы и по набору категорий. Школа ньяя расматривает шестнадцать категорий (падартха), а школа вайшешика– семь.

Вайшешики пытаются научным путем свести все разно-образие мира к одной схеме, не теряя при этом отдельных особенностей. В своей классификации они сводят Вселенную к набору из семи категорий, под которыми понимаются объекты познания, куда входят не только физические, но и ментальные категории. Их можно познать (джнея) и назвать (абхидхея). К этим категориям относятся:

  • субстанция (дравья);
  • качество (гуна);
  • действие (карма);
  • общность (саманья);
  • особенность (вишеша);
  • неотделимость (самавая) 
  • небытие (абхава).

Под этими категориями подразумеваются объекты познания, охватывающие все присущее материальному, или реальному, миру. Они подразделяются на два неравных класса – сущего (бхава) и не-су-щего (абхава). Первоначально вайшешики рассматривали только шесть сущих классов, то есть шесть классов бытия, к которым впоследствии добавилась категория небытия (несущего), под которой подразумеваются все отрицательные явления. Субстанция (дравья) формирует основу объекта, в которой заключено качество и движение, что отличает один объект от другого. Не может быть качества или движения без субстанции. Следовательно, субстанция не только является основой объекта, но и материальной причиной всех его атрибутов.

Школа вайшешика различает девять субстанций:

  • земля (притхви);
  • вода (джала);
  • огонь (теджас);
  • воздух (ваю);
  • эфир (акаша);
  • время (кала);
  • пространство (дик);
  • душа (атма) 
  •  ум (манас).

Среди этих субстанций пять считаются физическими (панч бхута): земля, вода, огонь, воздух, эфир, –поскольку каждая их них обладает специфическим качеством (вешеша гуна), воспринимаемым внешним чувством. Таким качеством земли является запах, воды – вкус, огня – цвет, воздуха –осязание, эфира – звук.

Субстанции земли, воды, огня и воздуха подразделяются на вечные (нитья) и невечные (анитья).

Атомы земли, воды, огня и воздуха вечны, поскольку не имеют частей и не могут быть ни созданы, ни разрушены. Но любая другая разновидность этих четырех субстанций не является вечной, поскольку образована сочетанием атомов и поэтому подвержена распаду и разрушению.

Наличие атомов доказывается умозрительным путем. Любую вещь можно раздробить до такого состояния, когда дробление будет невозможным из-за того, что получившиеся мельчайшие частицы дальше не дробятся. Эти мельчайшие частицы называются атомами (параману). Их нельзя ни разрушить, ни воссоздать. Поэтому неразрушаемые и несоздаваемые атомы вечны. Вайшешики различают четыре разных набора атомов, соответствующих своим субстанциям, то есть, по их пониманию, атомы земли отличаются от атомов воды и т. д.

Эфир (акаша) занимает особое место в атомистической теории. Эфир является субстратом звука, но если звук воспринимается, эфир не может быть воспринят. Эфир представляет собой всепроникающий носитель качества звука, а каждое качество должно принадлежать субстанции. Эфир представляется единым и вечным, поскольку он не состоит из частей и не зависит от другой субстанции.

Пространство (дик) и время (кала), подобно эфиру, также относятся к субстанциям, которые не воспринимаются чувствами. Но, как и эфир, пространство и время являются всепроникающими, едиными и вечными.

Время позволяет нам различить прошлое, настоящее и будущее. Такие категории времени, как год, месяц, час, минута, секунда, являются условными единицами, абстрагированными от реального времени.

В то время, как время имеет дело с производимыми и разрушаемыми вещами, пространство связано с видимыми объектами. Оно помогает нам различать направления и наше местоположение. Таким образом, пространство объединяет объекты реального мира.

Душа (атма) также принадлежит к вечным и всепроникающим субстанциям. Души бывают двоякого рода: индивидуальные души и единая, или верховная, душа (параматма).

Индивидуальные души бесчисленны, независимы, вечны и всепроникающи. Они являются субстратом сознания. Но сознание не есть неотъемлемая часть души, поскольку душа расстается с сознанием во время сна. Поэтому сознание – второстепенный атрибут, присущий душе. Желание и воля являются еще одними качествами души.

Ум (манас) состоит из атомов. Он вечен, неисчислим и незаметен. Существует столько умов, сколько душ, и с практической точки зрения ум придает индивидуальность душе. Ум к тому же «сопровождает» душу на всем протяжении ее существования в теле, поддерживая тем самым характер индивида. Душа вступает в контакт с внешним миром с помощью ума. Поскольку ум состоит из атомов, он может оперировать только одной мыслью в конкретный момент времени. Он синтезирует объекты, охваченные внешними чувствами, и позволяет душе реагировать на каждый из них. Качество (гуна) существует не само по себе, а лишь присуще субстанции. Но качество можно считать и независимой реальностью, поскольку его можно понять, вообразить и назвать отдельно от той субстанции, в которой оно существует. Качество есть непроизводящая характеристика вещей, поскольку оно определяет природу и особенность, но не само существование вещей. Качество – неподвижное и пассивное свойство вещей. Школа вайшешика различает двадцать четыре вида качества.

Качества имеют свои подразделения. Так, цвет подразделяется на все цвета радуги, сочетание которых создает все множество цветов и их оттенков. Различается ряд вкусов, запахов. Звук может быть членораздельным и нечленораздельным. Разную протяженность имеет величина. Отдаленность бывает двух видов – во времени и в пространстве.

Действие (карма), так же, как и качество, заключено в субстанции и представляет собой физическое движение. Оно, как и качество, принадлежа субстанции, имеет свои особенности, показывая динамический характер субстанции. Если качество пассивно, то действие активно и представляет собой транзитивный процесс воздействия одной вещи на другую. Отсюда действие является причиной соединения и разъединения вещей. Школа вайшешика различает пять видов действия:

  • подъем (уткшепана);
  • спуск (авакшепана);
  • сжатие (акунчана);
  • расширение (прасарана) 
  • передвижение (гамана).

Не все виды действия могут быть восприняты. Например, нельзя воспринять движение ума. Общность (саманья) основывается на общей природе вещей, ведущей к их единому названию. Текучесть представляет свойство всех текучих предметов, «коровость» – свойство всех коров. Общими могут являться и мысли, возникающие при названии того или иного предмета или явления. Вайшешики называют общность вечной (нитья) сущностью, которая отличается от индивидуальности, но в то же время находится в ней.

Общность делится на высшую, всеохватывающую (пара) и низшую, специфическую (апара). Бытие относится к высшей общности, а «коровость» – к специфической.

Особенность (вишеша) представляет то, что помогает нам отличить один предмет от другого и выделяет его из числа других предметов. В то время как общность является включающей категорией и служит основой объединения объектов, особенность является исключающей категорией и служит основой для их разделения. По мнению вайшеши-ков, особенность является категорией объективной реальности. Она не имеет частей и является поэтому вечной. К таким вечным категориям относятся пространство, время, эфир, ум, душа, а также атомы земли, воды, огня и воздуха, поскольку нет механизма, позволяющего отличить один ум от другого, одну душу от другой, атом земли от атома воды. Но все эти категории схожи в других отношениях, что позволяет говорить об их особенности. Категорию особенности не следует сводить к различию обыденных материальных объектов, таких, какими являются горшки, коровы и стулья, поскольку эта категория не относится к тому, что состоит из частей. Она касается лишь неделимых частей вечных субстанций.

Неотделимость (самавая) обозначает вечную неразрывную связь двух сущностей. Так, целое пребывает в своих частях, качество или действие присутствуют в субстанции. Прашастапада определял эту категорию как «отношение, существующее в неотделимых вещах, относясь друг к другу как содержание и содержимое и составляя основу высказывания: «Это есть то».

По мнению вайшешиков, неотделимость следует отличать от соединения, которое представляет собой внешнюю связь, существующую как случайное качество двух субстанций. В качестве примера можно привести столкновение движущихся навстречу друг другу шаров, которые, столкнувшись, разлетаются в стороны.

Небытие (абхава) является единственной отрицательной категорией, реальность которой является несомненной. Ночное небо, в которое мы вглядываемся, свидетельствует о том, что там нет солнца, но есть луна и звезды.

Небытие, по теории вайшешиков, подразделяется на четыре категории, три из которых означают отсутствие чего-то в другом, а четвертая указывает на то, что один предмет не является другим:

  1. Предшествующее небытие (прага абхава) есть отсутствие вещи до ее возникновения. Когда утверждают, что «хижина будет построена из бамбука», это означает отсутствие хижины из бамбука, из которого она будет построена. Хижина никогда не существовала до своей постройки, следовательно, ее небытие не имеет начала. После того, как строительство закончится, небытие хижины прекратится. Таким образом, предшествующее небытие не имеет начала, но имеет конец.
  2. Последующее небытие (дхванса абхава) есть отсутствие вещи в результате ее разрушения. Сделанный гончаром кувшин может разбиться, и его небытие заключено в его осколках. Последующее небытие, следовательно, имеет начало, но не имеет конца, поскольку невозможно собрать кувшин из его черепков.
  3. Абсолютное небытие (атьянта абхава) означает постоянное отсутствие связи между двумя вещами в течение всего времени. Сюда можно отнести отсутствие цвета у воздуха. Если предыдущее небытие вещи есть небытие до ее возникновения и, следовательно, оно не имеет начала, и если последующее небытие означает небытие вещи после ее разрушения, и, следовательно, не имеет конца, то абсолютное небытие не имеет ни начала, ни конца.
  4. Небытие одной вещи в другой, или взаимное небытие (аньйонья абхава), означает отличие одной вещи от другой. В этом случае обе вещи взаимно исключают друг друга. Например, веревка отличается от змеи. Как и абсолютное небытие, взаимное небытие не имеет ни начала, ни конца, то есть оно так же вечно.

Атомизм представляет основную часть философии вайшешиков. Пытаясь объяснить происхождение и разрушение мира, они сводят все сложное построение мира к четырем видам атомов (параману): атомам земли, воды, огня и воздуха. Однако при этом они не отрицают моральных и спиритуалистических принципов сотворения мира, управляющих процессами соединения и распада атомов. По их мнению, первоначальный источник, приводящий атомы в движение, должен находиться в творящей или разрушающей воле высшего существа. Более того, пять из девяти видов субстанций не сводимы к материальным атомам.

Атомистическая теория объясняет строение лишь той части Вселенной, которая не является вечной, а периодически создается и разрушается. Поэтому вечные элеметы Вселенной, состоящие из четырех видов атомов и пяти субстанций (эфир, пространство, время, душа и ум), не могут быть объектами исследования атомистической теории, поскольку их невозможно создать или разрушить, следовательно, они вечны. Все другие соединения, состоящие из двух и более атомов, являются невечными. Сами же атомы обладают особыми качественными и количественными показателями, что отличает их Друг от друга. Так, атом воздуха имеет своим качеством осязание, атом огня – осязание и цвет, атом воды – осязание, цвет и вкус, атом земли – осязание, цвет, вкус и запах. Сложные субстанции отражают эти качества изначального атома.

Атомы имеют глобальный характер. Все непостоянные объекты физического мира и сам этот мир состоит из четырех видов атомов, соединенных в сложные комбинации, начинающиеся с двух атомов. Хотя атомы наделены свойством движения, они не могут передвигаться сами по себе. Их приводят в движение добрые и дурные деяния, накопленные индивидуальными душами, и скрытая сила (адришта), что становится причиной наслаждения или страдания. Все атомы двигаются в эфире. Приводимые в движение скрытой силой, они начинают вибрировать и складываться в двойки. Двойки представляют собой мельчайшие и незаметные частицы. Три двойки образуют тройки, которые имеют протяженность и заметны. В такой геометрической прогрессии появляются и развиваются все крупные массы земли, воды, огня и воздуха. Согласно представлениям вайшешиков, Вселенная состоит из физических предметов и живых существ, наделенных чувствами, умом, интеллектом и душой. Все это существует в пространстве, времени и эфире. Души живых людей наслаждаются или страдают, что зависит от их поведения. Мировой порядок есть моральный порядок, поскольку жизнь и судьба индивидов управляются, помимо физических законов времени и пространства, моральным законом кармы. Исходным началом создания или разрушения мира является воля верховного существа (махешвары), который правит всей Вселенной. Он создает такой мир, в котором индивиды наслаждаются или страдают в зависимости от обретенной кармы.

Процесс создания или разрушения не имеет начала, и, следовательно, нельзя говорить о первоначальном сотворении мира, поскольку всякому созиданию предшествует разрушение, которому предшествует предыдущее устройство прежде созданного мира. Поэтому созидательная воля Бога действует на основе скрытой силы (адришта), накопленной индивидуальными душами в их предшествующей жизни в другом мире. Созидательная воля Бога в соединении с этой скрытой силой начинает действовать и приводит сначала в движение атомы воздуха. Из сочетания двоек и троек атомов воздуха создается воздух, который создает вибрирующую среду в эфире. Затем в движение приходят атомы воды, и создается вода. Далее возникают атомы земли, и появляется земля. И в самом конце возникают атомы огня (света).

После этого по замыслу Бога из атомов земли и света появляется зародыш Вселенной (брахманда). Бог наделяет этот зародыш мировой душой, каковой является Брахма, и вверяет Брахме конкретное сотворение мира. Периоды созидания и разрушения составляют полный, вечно повторяющийся цикл, получивший название кальпа. Теория кальпы признается большинством ортодоксальных школ индийской философии.

Согласно теории вайшешиков, разрушение мира выглядит следующим образом. Когда мировая душа, Брахма, покидает свое тело, подобно другим душам, у верховного бога (махешвара) возникает желание разрушить мир. На смену созидательной скрытой силе (адришта) приходит разрушительная, которая порождает в душах разрушительное движение атомов, составляющих тело и чувства. Происходит распад этих атомов, в результате чего остаются только одни изолированные атомы. То же самое происходит с землей, водой, светом и воздухом, что приводит к тому, что остаются лишь четыре вида атомов и вечные субстанции: эфир, время, пространство, ум и души с накопленной в них кармой. Следует помнить, что разрушение атомов происходит в порядке, обратном созиданию. После этого начинается новый цикл созидания. Как видно из изложенного материала, школа вайшешиков признавала Бога-творца. Однако критики

раннего периода существования этой школы утверждали, что вайшеши-ка представляет собой атеистическое учение, которое повернулось лицом к Богу под влиянием школы Пашупати. Хотя в учении Канады нет прямого упоминания Бога, он не являлся последовательным атеистом, поскольку верил в превосходство морального порядка над материальным миром. Представляется, что основной вопрос о том, кто инициирует процесс комбинаторики атомов, заставил поздних авторов вайшешики ввести в учение понятие о божественной силе. Бог всеведущ, вечен и совершенен. Именно он, управляемый законами кармы, вызывает движение атомов. Таким образом, атомы являются материальными объектами мира, а Бог – силой, приводящей их в движение. Но он – не творец атомов или души. Они такие же вечные элементы, как и сам Бог.

Для школы вайшешика, равно как и для других классических философских школ, освобождение означает прекращение страданий, испытываемых миром людей. Зависимость или страдание порождены незнанием истинной природы вещей, и освобождение начинается вместе с появлением знания. Только из-за незнания душа сохраняет привязанность или испытывает неприязнь к объектам, совершает деяния (карма), направленные на достижение удовольствия или на прекращение боли. Деяния, предписанные Ведами, ведут к добру, а деяния, запрещенные Ведами, порождают зло. Поскольку все должны пожинать плоды своих деяний, скрытые силы (адришта), направляемые богом, приводят в движение атомы, что ведет к созданию условий для наслаждений или страданий души. Любые деяния ведут к пребыванию в сетях сансары, или тенетах перерождений, в то время как полный отказ от любых деяний способствует прекращению накопления кармы и освобождает от пут предыдущей кармы. Только это знание и является освобождением, или полным прекращением страданий, и душа обретает покой, отделившись от тела и ума. Подлинная природа души лежит за порогом знания. Сознание, блаженство, удовольствие и боль затрагивают душу только тогда, когда она остается в сетях сансары. Когда душа освобождается от них, она становится чистой субстанцией, лишенной всех качественных характеристик, ибо ничего не знает, ничего не чувствует и ничего не делает, сохраняя, однако, свое отличие от других душ.

Сегодня читают:

«Винаяпитака»

«Винаяпитака» состоит из трех частей: 1) Сутта; 2) Кханд-хака; 3) Паривара. Наиболее важной здесь является первая часть, состоящая из двух разделов, в одном из которых излагаются правила поведения монахов, в другом – аналогичные правила поведения...

Истории о жизни Будды

Учение о трех телах может быть применимо и к отдельному индивиду. В каждом из них присутствуют дхармакая, или постоянная реальность, самбхогкая, или индивидуальная душа, и нирманкая, или бренное тело. Определенной спецификой обладает буддийская...

Принципы буддизма

Наши желания обусловлены рядом причинных зависимостей, которые в буддийской литературе принято называть «двенадцатью причинами» (двадаша нидана). Земные страдания (джара-маран) возникают из факта рождения (джати). Само же рождение обусловлено...